Каталогдо 1538 годаВасилий II 1446-1462Василий II 1425-1446 Новгород 1420-1478 Псков 1425-1510 Иван III Иоанн Иоаннович (1485 - 1490) Василий III Иванович Царский периодИван IVФедор Иванович Борис Годунов Смутное время Федор Годунов Лжедмитрий I Василий Шуйский Лжедмитрий II Владислав IV Лжедмитрий III Второе ополчение Романовы Михаил Федорович Алексей Михайлович Федор Алексеевич Иван V Петр Первый Поддельные монеты РазноеКопейки в "Царский период"Ссылки |
Иван ГрозныйДенежная реформа 1535 — 1538 гг. покончила с монетами периода феодальной раздробленности, оформив и закрепив национальную денежную систему. Русское централизованное государство получило единую по внешнему виду и весовой норме монету, которую чеканили государственные денежные дворы. Письменные источники свидетельствуют, что денежные дворы работали в Москве, Новгороде и Пскове. С 30-х годов XVI в. денежное обращение Русского государства обслуживалось тремя видами денежных знаков: серебряными копейками с весовой нормой 0,68 г, денгами с весовой нормой 0,34 г. и полушками, весовая норма которых составляла 0,17 г. Во время реформы произошло снижение веса монет. До реформы весовая норма составляла 0,78 г. «Новгородки» или копейки в период правления Ивана IV чеканились в Новгороде и Пскове. В Москве чеканка копеек производилось только в начальный период денежной реформы Елены Глинской. Для этого чекана использовался лицевой маточник с привычным для москвичей изображением «ездица с саблей». Московскую копейку Ивана Грозного называют «Мечевая копейка». Больше в чекане копеек это изображение никогда не использовалось. Правление Ивана IV можно разделить на два отдельных периода: до и после 1547 года. Период до 1547 года можно назвать княжеским. На монетах в легендах чеканится титул «КНЯЗЬ». В 1547 году Иван Грозный «венчается на царство» и с этого момента в легенде монет присутствует новый титул «ЦАРЬ». Дореформенный выпуск (1533-1535) Послереформенный выпуск (1535-1547) Нумерация по каталогу В.Н. Клещинова, И.В. Гришина. Нумерация штемпелей соответствует монографии А.С. Мельниковой. |